Неточные совпадения
Когда человек и без
законов имеет возможность делать все, что угодно, то странно подозревать его в честолюбии за такое
действие, которое не только не распространяет, но именно ограничивает эту возможность.
6. Посему: ежели кто из обывателей прегрешит, то не тотчас такого усекновению предавать, но прилежно рассматривать, не простирается ли и на него российских
законов действие и покровительство.
Но он не без основания думал, что натуральный исход всякой коллизии [Колли́зия — столкновение противоположных сил.] есть все-таки сечение, и это сознание подкрепляло его. В ожидании этого исхода он занимался делами и писал втихомолку устав «о нестеснении градоначальников
законами». Первый и единственный параграф этого устава гласил так: «Ежели чувствуешь, что
закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в
действии облегчит».
Так окончил свое административное поприще градоначальник, в котором страсть к законодательству находилась в непрерывной борьбе с страстью к пирогам. Изданные им
законы в настоящее время, впрочем,
действия не имеют.
Когда мы мним, что счастию нашему нет пределов, что мудрые
законы не про нас писаны, а
действию немудрых мы не подлежим, тогда являются на помощь
законы средние, которых роль в том и заключается, чтоб напоминать живущим, что несть на земле дыхания, для которого не было бы своевременно написано хотя какого-нибудь
закона.
Это желание — основа всех талантов и
действий, как награждаемых славой, так и наказуемых
законами.
Ее слова были
законом в семье, а к неожиданным поступкам Самгина все привыкли; он часто удивлял своеобразием своих
действий, но и в семье и среди знакомых пользовался репутацией счастливого человека, которому все легко удается.
В одном из прежних писем я говорил о способе их
действия: тут, как ни знай сердце человеческое, как ни будь опытен, а трудно действовать по обыкновенным
законам ума и логики там, где нет ключа к миросозерцанию, нравственности и нравам народа, как трудно разговаривать на его языке, не имея грамматики и лексикона.
Знайте же, что несомненно сия мечта, как вы говорите, сбудется, тому верьте, но не теперь, ибо на всякое
действие свой
закон.
Но сверхприродные благодатные силы могут победить ту тяжесть мира, которая есть область
действия этого
закона.
Чудо отменяет не
закон, а ту природную сферу, которая есть область
действия этого
закона.
Закон не должен быть персонифицирован,
закон есть лишь способ единообразного
действия данных сил.
Действие всякого
закона может быть обнаружено лишь путем изоляции и эксперимента.
Есть великий
закон, думаю я, одинаковый как для неодушевленных предметов, так и для всей огромной, многомиллионной и многолетней человеческой жизни: сила
действия равна силе противодействия.
— Дела вашего, — начал он, — я по
закону не имею права останавливать и сейчас же уезжаю в самое имение, чтобы обследовать все ваши
действия, как опекуна.
Великим постом, когда должна была начаться выдача билетов, вице-губернатор вдруг вошел к губернатору с рапортом, что, так как в городе Эн-ске сыздавна производит земская полиция в свою пользу незаконный сбор с судопромышленников, то, в видах прекращения этого побора, удалить настоящего исправника от должности, как человека, уже приобыкшего к означенному злоупотреблению; в противном же случае, если его превосходительство сие голословное обвинение найдет недостаточным, то обстоятельство это раскрыть формальным следствием, и с лицами, как непосредственно виновными, так и допускающими сии противозаконные
действия, поступить по
законам.
Знаешь
закон: сила
действия равна силе противодействия.
Указы,
действия правительства, местные распоряжения,
законы, всё это хоть и слишком важные факты, но в предполагаемом издании этого рода факты можно совсем выпустить.
Но сие беззаконное
действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного
закона божественного единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился дух божий; в течение шести мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей; дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
Очевидно, что Балалайкин импонировал этою комнатою, хотел поразить ею воображение клиента и в то же время намекнуть, что всякое оскорбление
действием будет неуклонно преследуемо на точном основании тех самых
законов, которые стоят вот в этом шкафу.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных
действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся
законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский
закон любви, подчинение которому составляет смысл его жизни.
Если бы, паче чаяния, какой-нибудь частице человечества, положим хоть всему цивилизованному Западу, удалось остановить
действие этого
закона, то другие народы, более первобытные, применили бы его против нас.
— И о
законе доложу вам, сударь:
закон для вельмож да для дворян
действие имеет, а простой народ ему не подвержен!
Все это проходит передо мною как во сне. И при этом прежде всего, разумеется, представляется вопрос: должен ли я был просить прощения? — Несомненно, милая тетенька, что должен был. Когда весь жизненный строй основан на испрошении прощения, то каким же образом бессильная и изолированная единица (особливо несовершеннолетняя) может ускользнуть от
действия общего
закона? Ведь ежели не просить прощения, так и не простят. Скажут: нераскаянный! — и дело с концом.
Конечно, быть может, на суде, когда наступит приличная обстоятельствам минута — я от всего сердца желаю, чтобы эта минута не наступила никогда! — я тоже буду вынужден квалифицировать известные
действия известного «друга» присвоенным им в
законе именем; но теперь, когда мы говорим с вами, как порядочный человек с порядочным человеком, когда мы находимся в такой обстановке, в которой ничто не говорит о преступлении, когда, наконец, надежда на соглашение еще не покинула меня…
Не столь быстры и решительны были
действия Петра по двум другим важнейшим отраслям государственного устройства, по изданию кодекса
законов и принятию мер к образованию народному.
В первом из этих отделений находятся 1) материалы для истории Петра Великого, собранные при жизни его: выписки из подлинного дела о стрелецком бунте 1698 года, дело о мятеже башкирском в 1708 году, документы о бунте булавинском; ведомости о числе войск и орудий в разное время, о каналах, заводах, фабриках и пр., о
действиях в шведскую войну; журналы походов и путешествий Петра Великого и пр.; кроме того — 2) собственноручные черновые бумаги Петра, — его ученические тетради, проекты
законов, указов, рескриптов, счеты, письма и пр.
Нет; она продолжает вечно действовать по своим
законам, она не знает о человеке и его делах, о его счастии и его погибели; ее
законы могут иметь и часто имеют пагубное Для человека и его дел
действие; но на них же опирается всякое человеческое
действие.
Она говорит: «свободное
действие человека возмущает естественный ход природы; природа и ее
законы восстают против оскорбителя своих прав; следствием этого бывают страдание и погибель действующего лица, если
действие было так могущественно, что вызванное им противодействие было серьезно: потому все великое подлежит трагической участи».
Я говорю исключительно об этих людях, потому что покамест это единственный разряд культурных деятелей, состоящих «в
законе», и, стало быть, единственный, которого
действия и помыслы могут быть свободно исследуемы.
Людовик. Чрезвычайно любопытно. А как
закон смотрит на эти
действия?
Привыкая ко всем воинским упражнениям, они в то же самое время слушают и нравоучение, которое доказывает им необходимость гражданского порядка и
законов; исполняя справедливую волю благоразумных Начальников, сами приобретают нужные для доброго Начальника свойства; переводя Записки Юлия Цесаря, Монтекукулли или Фридриха, переводят они и лучшие места из Расиновых трагедий, которые раскрывают в душе чувствительность; читая Историю войны, читают Историю и государств и человека; восхищаясь славою Тюрена, восхищаются и добродетелию Сократа; привыкают к грому страшных орудий смерти и пленяются гармониею нежнейшего Искусства; узнают и быстрые воинские марши, и живописную игру телодвижений, которая, выражая
действие музыки, образует приятную наружность человека.
Она не хотела войны обыкновенной; не хотела жертвовать людьми по воле случая: хотела
действием превосходного ума предписать
закон Року.
Действие субботки мне не понравилось с первых пор. Я видел тут явное нарушение условия маменькиного с паном Кнышевским и потому не преминул пожаловаться маменьке. Как же они чудно рассудили, так послушайте,"А что ж, Трушко! — сказали они, гладя меня по голове: — я не могу
закона переменить. Жалуйся на своего отца, что завербовал тебя в эту дурацкую школу. Там не только я, но и пан Кдышевский не властен ничего отменить. Не от нас это установлено".
Конечно, очень чувствительно для родителей видеть первенца брака своего, достигшего совершенных лет, когда уже по
закону или обычаю он должен был исполнять
действие взрослых людей.
Он был нелюбим в обществе, ненавидим своими подчиненными; да, признаться, мудрено было его и любить, но не уважать его было невозможно: будучи всегда чист в своих
действиях, независим по своему бескорыстию и умеренности, он не стеснялся в своих речах
законами лицемерного приличия, не держал на привязи своего языка, и, когда считал это справедливым, не щадил никого.
По сей день слышу свое настойчивое и нудное, всем и каждому: «Давай помечтаем!» Под бред, кашель и задыхание матери, под гулы и скрипы сотрясаемого отъездом дома — упорное — сомнамбулическое — и диктаторское, и нищенское: «Давай помечтаем!» Ибо прежде, чем поймешь, что мечта и один — одно, что мечта — уже вещественное доказательство одиночества, и источник его, и единственное за него возмещение, равно как одиночество — драконов ее
закон и единственное поле
действия — пока с этим смиришься — жизнь должна пройти, а я была еще очень маленькая девочка.
Действительно,
действие этого психологического
закона, имеющего такое громадное практическое приложение, каждый человек, даже самый кроткий, испытывал, вероятно, на себе.
Всякий может видеть, что государям, особенно только что получившим власть или управляющим вновь возникающими монархиями, бывает невозможно согласовать свой образ
действий с требованиями нравственности: весьма часто, для поддержания порядка в государстве, они должны поступать против
законов совести, милосердия, человеколюбия и даже против религии.
Вышепомянутый нигилист Полояров ведет деятельную пропаганду идей и
действий, вредящих началам доброй нравственности и Святой Религии, подрывающих священный авторитет
Закона и Высшей Власти, стремящихся к ниспровержению существующего порядка и наносящих ущерб целости Государства.
Не всегда, значит,
действие «высшего нравственного
закона» так уж неминуемо.
На сложных этических конфликтах мы видим, как
закон калечит жизнь, когда нужно было бы предоставить ее
действию благодатных сил, и как насильственная благодать калечит жизнь, когда нужно было
закону предоставить охранение ее прав.
Прямолинейный абсолютизм в нравственных оценках и
действиях ложен уже потому, что он забывает о существовании мировой среды, в которой находится человек, он хотел бы действовать так, как будто существует только нравственный
закон и норма, но не существует мира.
В сущности, этика
закона всегда ритуальна и символична, потому что она требует от человека известного поведения и известных
действий, независимо от того, каков человек и есть ли реальное преображение за этими
действиями.
Человек, положивши свою жизнь в подчинение
закону разума и в проявление любви, видит уж в этой жизни, с одной стороны лучи света того нового центра жизни, к которому он идет, с другой то
действие, которое свет этот, проходящий через него, производит на окружающих.
Чтобы никакой
закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью
действий поставленных от нас властей…» До сих пор все это писалось только в подпольных прокламациях, за отдаленные намеки на это конфисковались письма, приходившие солдатам с родины.
Русский народ и правительство доживали ту эпоху, которую можно назвать эпохою отсутствия сознания законности. Мало кто верил или надеялся на силу
закона. Боялись лиц, облеченных правительственною властью, без всякого к ним внутреннего уважения, и то только тех, которые заявили о себе каким-нибудь энергичным
действием, хотя бы и не вполне законном. Существовало полное убеждение, что произвол и сила личности выше всякого
закона.
Я надеюсь, что суд в этом со мною согласится. Показаниям же госпожи де Межен не может быть дано веры, так как суду хорошо известны отношения к ней обвиняемого, его любовь и преданность ему. Что же касается обвинения обоих подсудимых в оскорблении словами и
действиями полицейского комиссара и агентов полиции, а также в сопротивлении властям, то все это доказано и не отрицается самими обвиняемыми. О чем же тогда говорить, как не о применении
закона?
Впрочем и без предыдущих пояснительных строк самая фамилия владельца «заимки» делала ясным для читателя, что место
действия этого правдивого повествования — та далекая страна золота и «классического Макара», где выброшенные за борт государственного корабля, именуемого центральной Россией, нашли себе приют разные нарушители
закона, лихие люди, бродяги, нашли и осели, обзавелись семьей, наплодили детей, от которых пошло дальнейшее потомство, и образовали, таким образом, целые роды, носящие фамилии Толстых, Гладких, Беспрозванных, Неизвестных и тому подобных, родословное дерево которых, несомненно, то самое, из которых сделана «русская» скамья подсудимых.
Не нарушали мы
закона, но шли против беззакония в лице временщика; все наши
действия вели к престолу и несли ему в дань.